Размер шрифта Цветовая схема Изображения
СЕБРЯКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
ФГБОУ ВО
«Волгоградский государственный технический университет»
«ВолгГТУ»

Валерий Фальков выступил в Совете Федерации по вопросам цифровой трансформации высшего образования

В Совете Федерации в режиме видеоконференции прошло заседание Совета по развитию цифровой экономики, посвященное вопросам внедрения цифровых технологий в сферу образования. В обсуждении принял участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Провел заседание заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак.

Валерий Фальков представил свое видение цифровой трансформации высшего образования. Министр отметил, что в целом образовательные организации высшего образования справились с экстренным переходом в онлайн на период пандемии. Во многом достичь таких результатов удалось благодаря диалогу с вузами страны, а также ответственной позиции самих университетов. По заявлению Валерия Фалькова, порядка 10% вузов проявили свои лидерские качества и открыли для общего доступа свои образовательные наработки, что оказало огромную поддержку учебному процессу во втором полугодии.

Одной из важных задач Министерства науки и высшего образования РФ стала оперативная поддержка вузов по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения. Для этого с 16 марта открыт Ситуационный центр Министерства и работает «горячая линия». 

Валерий Фальков также обратил внимание и на определенные сложности, которые возникли в сфере образования в связи с пандемией коронавируса и переходом на онлайн-обучение. 

«К началу пандемии только у 11% учебных заведений была необходимая цифровая инфраструктура для проведения образовательного процесса в онлайн-формате. Систематически возникали проблемы со связью, было необходимо перестраиваться на совершенно иную подачу учебного материала. Возникшая ситуация показала запрос на существенную цифровую трансформацию высшего образования», – прокомментировал Министр.

В ходе доклада было отмечено, что многие преподаватели до этого не имели должного опыта работы в цифровой среде. Валерий Фальков подчеркнул, что решить эту проблему возможно благодаря ускоренным курсам повышения квалификации, которые помогут преподавателям чувствовать себя намного увереннее: «Пандемия выявила серьезную необходимость повышения квалификации преподавателей. По нашим оценкам, 60% преподавателей редко или никогда не проводили занятия в формате вебинаров. Проблема общая как для школ, так и для вузов. Поэтому возникает необходимость работать сообща». 

Глава ведомства пояснил, что стресс-тест и пандемия в целом – это, своего рода, окно возможностей для дальнейших действий в развитии образования. Стресс-тест, по мнению Министра, позволил выявить проблемы, которые не могут быть решены в отрыве от цифровых технологий: «Большинство преподавателей и студентов попробовали новые возможности и оказались способны работать в таком режиме. Однако накопившаяся усталость создает риски «отката» системы к доцифровому формату. В этом контексте критически важным становится извлечение уроков из накопленного сложного опыта». 

В завершение выступления Валерий Фальков заявил о необходимости разработать современные масштабные системы управления образовательным процессом. Министр подчеркнул, что для высшей школы очень важны индивидуальные образовательные траектории студентов. В этом вопросе крайне важны взаимодействие с сильными индустриальными партнерами, а также поддержка Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Помимо этого, Министр обратил внимание коллег на важность разработки и применения в высшем образовании цифрового образовательного контента. 

«Нам на законодательном уровне нужны четкие требования к онлайн-курсам. После прохождения онлайн-курса необходима и система аттестации, подразумевающая объективность в оценке знаний. Любой вуз, который создает онлайн-курсы, должен осознавать, что он соответствует государственным образовательным стандартам», – завершил свой доклад Министр.