ФИЛИАЛ
БАКАЛАВРИАТ
НАУКА
ВОСПИТАНИЕ
КАЧЕСТВО
СПО
ДПО И ДО
Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности вуза является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.
Приказом Министерства образования в Перечень показателей государственной аккредитации и критериев оценки введен новый показатель – «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В соответствии с данным документом оценке подлежат три показателя: наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися, уровень организации воспитательной работы с обучающимися, формирование стимулов развития личности, то есть наличие самой организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования. Это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и чрезвычайной актуальности создания системы воспитательной работы на основе специфики конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций.
С целью создания эффективной системы воспитательной деятельности по формированию активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, в Себряковском филиале ВолгГТУ разработаны Концепция и Программа воспитательной работы.
Концепция содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной работой, методов воспитательного воздействия и технологии воспитания, характеристику модели личности специалиста – выпускника Себряковского филиала ВолгГТУ.
Концепция представляет стратегию построения системы воспитательной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.
Главная идея Концепции: система, созданная в пространстве вуза под управляющим воздействием воспитывающей среды и непосредственной мотивацией студентов, способна привести к максимальным результатам, достижению целей всех участников воспитательного процесса.
Главная цель СФ ВолгГТУ – подготовка конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего качествами и навыками, востребованными в условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые цели, способствующие развитию экономики страны.
Главная задача воспитательной работы – в воспитательном пространстве института создать и поддерживать такую систему, которая, под управляющим воздействием среды, и при непосредственной мотивации студентов, приведет к максимальным результатам воспитательной работы, достижению целей всех участников воспитательного процесса.
В основе воспитания – поведенческий подход, суть которого состоит в признании того, что актуальные потребности побуждают человека к определенным действиям. Мотивация – процесс побуждения к деятельности для достижения целей. Целью поведенческого подхода в воспитании является оказание помощи студенту в осознании его возможностей, развитии творческих способностей на основе применения управленческих методов, концепций поведенческих наук.Практическая цель воспитания сводится к формированию жизнеспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.
Воспитательный процесс ориентирует на повышение конкурентоспособности за счет повышения качества (качеств, уровня качества).
Воспитание – это процесс формирования личности воспитанника, его качеств и свойств человеческой личности. К ним относятся:
Методы воспитательного воздействия включают в себя методы воздействия объекта на субъект в системе воспитания, а также путем воздействия на среду воспитания. К первым относятся:
Лидерские качества, харизма и способность к максимальному результату – положительный эффект воспитывающего воздействия.
Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющее воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на среду, с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Следование интересам и потребностям личности студента составляет основу гуманистической педагогики воспитательного пространства вуза. Интерес и воля – механизмы включения личности в преобразовательную деятельность. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, стимулируется интерес и потребности личности в сопричастности, возникает потребность в познании, самоанализе и признании. Проектируются приемлемые ценностные ориентиры целеполагания, формирования себя как специалиста, духовно, нравственно и интеллектуально развитого. Таким образом, активизируется деятельность студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Воспитательная работа в университете является частью единого учебно-воспитательного процесса. Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются:
Формирование современного научного мировоззрения и системы базовых ценностей:
Духовно нравственное воспитание:
Патриотическое воспитание:
Формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни:
Культурно-эстетическое воспитание
Воспитательная работа в филиале реализуется на следующих уровнях: на уровне филиала, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений вуза.
4.1. Первым уровнем управления воспитательной работой в Себряковском филиале является университетский уровень, позволяющий определить основные направления, реализовать общие цели и задачи воспитательной работы, разрабатывать и проводить на высоком профессиональном уровне общие мероприятия. Координирует работу заместитель директора по воспитательной работе, который отчитывается об основных показателях воспитательной работы непосредственно директору филиала по мере решения вопросов, реализации перспективного плана воспитательной работы.
4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в университете создаются:
4.3. Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.
4.4. Заведующие кафедрами координируют деятельность старших кураторов кафедр, отвечающих за воспитательную работу по кафедре, которые организуют работу всех кураторов кафедры. На кафедре проводятся заседания на которых заслушивают планы и отчеты кураторов об основных направлениях и результатах воспитательной работы, обеспечивают возможность обмена опытом воспитательной работы между кураторами групп.
4.5. Студенческая группа является центром воспитательной работы. В ней находят свое воплощение все вопросы, связанные с учебой, научной работой, воспитанием, трудом и досугом студентов.
Для обеспечения повседневного руководства учебно-воспитательным процессом в группе приказом ректора, по рекомендациям заведующих кафедр, из числа наиболее авторитетных и опытных преподавателей, обладающих педагогическим мастерством и организаторскими способностями, назначается куратор группы. Назначение его проводится в начале учебного года на учебный год. Организация работы кураторов осуществляется на основании Положения о кураторе академической группы. В своей деятельности куратор руководствуется Уставом университета, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», указаниями администрации университета и Положением о кураторе академической группы.
Для решения воспитательных и учебных задач в группе, куратор использует различные формы и методы работы, основными из которых являются: привлечение студентов к работе в научных обществах, беседы, диспуты, экскурсии по историческим местам и т.д.
На общем собрании учебной группы голосованием избирается актив группы во главе со старостой и утверждается заместителем директора по воспитательной работе. Организация работы старосты осуществляется на основании Положение о старосте группы. В своей деятельности староста руководствуется Уставом университета и локальными актами.
4.6. Студенческое самоуправление представлено следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений: