ФИЛИАЛ
БАКАЛАВРИАТ
НАУКА
ВОСПИТАНИЕ
КАЧЕСТВО
СПО
ДПО И ДО
Минобрнауки России совместно с Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС провели массовый опрос профессорско-преподавательского состава вузов о развитии онлайн-среды в условиях коронавирусной инфекции.
В масштабном исследовании отношения преподавателей к дистанционному образованию в условиях резкого изменения их профессиональной деятельности и организации личной жизни приняли участие 58612 респондентов. После прохождения отбора опрошено 33987 преподавателей, или около 15% всей генеральной совокупности профессорско-преподавательского состава.
Результаты исследования показали, что преподаватели организационно готовы к переходу на дистанционные форматы обучения, однако психологически не принимают столь резкий разрыв с традиционным очным обучением. Скептический настрой к происходящему обусловлен как особенностями преподаваемых дисциплин (например, технические и экспериментальные), так и консервативными взглядами на природу обучения.
Преподаватели формально лояльно относятся к происходящему, принимают переход на дистанционное образование. Однако велика степень внутреннего, латенного неприятия дистанционного образования во всех направлениях подготовки, независимо от пола, возраста, социального и профессионального статуса преподавателя.
В опросе зафиксировано две позитивные социальные характеристики профессионального сообщества вузовских преподавателей: принятие государственной политики противодействия коронавирусной инфекции и наличие навыков и умений работы в онлайн среде, компьютерной грамотности:
- серьезной или скорее серьезной называют текущую ситуацию 77% опрошенных; 91% ответивших соглашаются с тем, что предпринимаемые вузом меры необходимы и достаточны;
- 83% опрошенных практически постоянно находятся в онлайн-среде посредством мобильных и стационарных устройств; 75% опрошенных оценивают свою компетенцию в современных компьютерных технологиях в целом выше, чем у коллег. Данные опроса указывают на уверенность преподавателей в пользовании интернетом и освоенность онлайн-среды большинством из них.
Вместе с тем, резкий переход на дистанционное образование, слом привычного образа жизни, разрушение сложившегося распорядка дня, в котором распределены не только во времени, но и пространстве работа и отдых, привели к возникновению стресса и, как следствие, неприятия дистанционного образования:
- 66% преподавателей указывают, что им не нравится работать дома;
- у 34% преподавателей дома нет места для комфортного ведения занятий;
- у 85,7% преподавателей стало меньше свободного времени, возникло представление о росте рабочей нагрузки;
- 87,8% считают, что свои занятия лучше проводить в очном формате.