Валерий Фальков выступил в Совете Федерации по вопросам цифровой трансформации высшего образования
Размер шрифта Цветовая схема Изображения
СЕБРЯКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ВолгГТУ
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
ФГБОУ ВО
«Волгоградский государственный технический университет»

Валерий Фальков выступил в Совете Федерации по вопросам цифровой трансформации высшего образования

В Совете Федерации в режиме видеоконференции прошло заседание Совета по развитию цифровой экономики, посвященное вопросам внедрения цифровых технологий в сферу образования. В обсуждении принял участие Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Провел заседание заместитель Председателя Совета Федерации Андрей Турчак.

Валерий Фальков представил свое видение цифровой трансформации высшего образования. Министр отметил, что в целом образовательные организации высшего образования справились с экстренным переходом в онлайн на период пандемии. Во многом достичь таких результатов удалось благодаря диалогу с вузами страны, а также ответственной позиции самих университетов. По заявлению Валерия Фалькова, порядка 10% вузов проявили свои лидерские качества и открыли для общего доступа свои образовательные наработки, что оказало огромную поддержку учебному процессу во втором полугодии.

Одной из важных задач Министерства науки и высшего образования РФ стала оперативная поддержка вузов по переходу на смешанные и дистанционные форматы обучения. Для этого с 16 марта открыт Ситуационный центр Министерства и работает «горячая линия». 

Валерий Фальков также обратил внимание и на определенные сложности, которые возникли в сфере образования в связи с пандемией коронавируса и переходом на онлайн-обучение. 

«К началу пандемии только у 11% учебных заведений была необходимая цифровая инфраструктура для проведения образовательного процесса в онлайн-формате. Систематически возникали проблемы со связью, было необходимо перестраиваться на совершенно иную подачу учебного материала. Возникшая ситуация показала запрос на существенную цифровую трансформацию высшего образования», – прокомментировал Министр.

В ходе доклада было отмечено, что многие преподаватели до этого не имели должного опыта работы в цифровой среде. Валерий Фальков подчеркнул, что решить эту проблему возможно благодаря ускоренным курсам повышения квалификации, которые помогут преподавателям чувствовать себя намного увереннее: «Пандемия выявила серьезную необходимость повышения квалификации преподавателей. По нашим оценкам, 60% преподавателей редко или никогда не проводили занятия в формате вебинаров. Проблема общая как для школ, так и для вузов. Поэтому возникает необходимость работать сообща». 

Глава ведомства пояснил, что стресс-тест и пандемия в целом – это, своего рода, окно возможностей для дальнейших действий в развитии образования. Стресс-тест, по мнению Министра, позволил выявить проблемы, которые не могут быть решены в отрыве от цифровых технологий: «Большинство преподавателей и студентов попробовали новые возможности и оказались способны работать в таком режиме. Однако накопившаяся усталость создает риски «отката» системы к доцифровому формату. В этом контексте критически важным становится извлечение уроков из накопленного сложного опыта». 

В завершение выступления Валерий Фальков заявил о необходимости разработать современные масштабные системы управления образовательным процессом. Министр подчеркнул, что для высшей школы очень важны индивидуальные образовательные траектории студентов. В этом вопросе крайне важны взаимодействие с сильными индустриальными партнерами, а также поддержка Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Помимо этого, Министр обратил внимание коллег на важность разработки и применения в высшем образовании цифрового образовательного контента. 

«Нам на законодательном уровне нужны четкие требования к онлайн-курсам. После прохождения онлайн-курса необходима и система аттестации, подразумевающая объективность в оценке знаний. Любой вуз, который создает онлайн-курсы, должен осознавать, что он соответствует государственным образовательным стандартам», – завершил свой доклад Министр.